Стенограмма выступления Дмитрия Медведева на Генеральном совете Федерации независимых профсоюзов России.
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!
Прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за возможность выступить перед лидерами профсоюзного движения России.
Профсоюзы, безусловно, важнейший элемент гражданского общества. В социально-трудовой сфере они являются главным партнером государства. И значимость их работы проистекает из самого характера профсоюзной деятельности. Особенно сейчас, когда на вашем Генеральном совете обсуждаются вопросы эффективности социального партнерства власти, профсоюзов и работодателей в новых условиях социально-экономического развития России. В условиях, когда мы действительно формируем программу развития на десятилетия вперед. И когда один из ключевых приоритетов – формирование политики социального развития.
Отмечу и то, что знаковым событием в сфере социального партнерства было подписание в прошедшем году генерального соглашения между общероссийским объединениям профсоюзов, работодателями и Правительством. Этот документ, вне всякого сомнения, задал вектор развития социально-трудовых и связанных с ними отношений на довольно длительную перспективу.
Причем и Михаил Викторович [Шмаков, председатель ФНПР] об этом говорил. Характерно, что это соглашение было подписано без разногласий в результате сложной, кропотливой работы, в результате того баланса, который был найден, что свидетельствует, в конечном счете, о высоком уровне взаимного доверия. Доверия, основанного, прежде всего, на позитивной и устойчивой динамике основных показателей, которые характеризуют сегодня жизнь наших людей.
Динамика прироста реальной заработной платы только за последние несколько лет составила в среднем около 24%. Думаю, вы согласитесь – это довольно неплохие показатели. Тем не менее еще больше предстоит сделать, чтобы экономические успехи ощутимо влияли на жизнь значительно большего числа людей.
И уже сегодня нам нужно выходить на качественно новый уровень, проводить действенную политику социального развития. Подчеркну, что в данном случае речь, конечно, идет не о выплате дополнительных пособий и финансировании социальных учреждений.
По сути, должна быть сформирована современная социальная среда. Среда, которая работает на значимое улучшение здоровья человека, уровня его образования, качества жилья и условий труда. На повышение нашей общей конкурентоспособности и, в конечном счете, на развитие всего российского народа.
В этой связи хотел бы акцентировать ваше внимание на принципиальных вопросах будущего взаимодействия.
Первое. Необходимо серьезно повысить производительность труда. Не секрет, что этот показатель зависит и от условий трудовой деятельности (включая уровень технологической оснащенности производств), и от эффективности самих систем оплаты труда, и от многих других факторов. Поэтому в ближайший период нам надо уделить особое внимание внедрению новых систем оплаты труда, повышению занятости, регулированию процессов трудовой миграции, о чем тоже здесь говорилось, и качественному улучшению условий самого труда.
Второе. Необходимо поддержать пожилых людей и поднять средний размер социальной пенсии выше прожиточного минимума пенсионера. Уже в ближайшие годы мы планируем увеличить пенсию в два раза. С этой целью государство вместе с работодателями принимает меры по формированию пенсионного капитала.
Третье. Будет продолжен и рост заработной платы. Минимальный размер оплаты труда достигнет прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом подписанного трехстороннего соглашения.
Фонд оплаты труда в социальной сфере с февраля 2008 года увеличится на 14%. При этом зарплата должна быть постепенно доведена до среднего уровня заработной платы в каждом из регионов страны.
Следуя нашим обязательствам по генеральному соглашению, мы должны вместе найти реалистичные решения по введению новых условий оплаты труда. Аналогичного подхода мы, кстати, ждем и от трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации. В свою очередь профсоюзы могли бы развернуть в трудовых коллективах разъяснительную работу, чтобы каждый работник знал суть проводимых преобразований.
Четвертое. Для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг требуется обновить систему социальных обязательств. В рамках проводимой сегодня социальной политики усилия региональных и федеральных властей должны быть направлены на выравнивание уровня предоставляемых социальных услуг на территории всей Российской Федерации. И, как и прежде, эта работа будет идти совместно в диалоге с гражданскими институтами, бизнесом и профессиональными сообществами.
Вместе с тем следует помнить, что главным фундаментом, основой благосостояния российских граждан должен стать эффективный, производительный труд. Именно трудом создается национальное богатство. И собственно трудовые отношения, а не перераспределение бюджета являются важнейшим ресурсом, способным обеспечить условия для экономической самостоятельности граждан и вывести страну на новый уровень развития.
И последнее. Если мы планируем кардинально повысить конкурентоспособность, производительность труда и качество жизни, мы должны вести разговоры и полноценные переговоры об отраслевых стандартах эффективной занятости и оплаты труда.
Причем соглашения социального партнерства и коллективные переговоры в целом должны стать частью долгосрочных программ развития страны, регионов, отраслей и бизнес-стратегий российских компаний.
В заключение еще раз хотел бы подчеркнуть: государство заинтересовано в сильных и ответственных социальных партнерах. Таких партнерах, которые способны активно содействовать защите социально-трудовых прав и интересов граждан и тем самым – защите и реализации стратегических интересов Российской Федерации. Рассчитываю, что профсоюзы достойно справятся с этой миссией.
Желаю вам плодотворной работы и новых успехов.
…
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо за внимание, но прежде чем я покину эту трибуну, разрешите еще в порядке обмена репликами ответить на некоторые позиции, которые здесь прозвучали.
Сначала начну с того, что говорил Михаил Викторович Шмаков. По поводу трехсторонней комиссии и участия трехсторонней комиссии в законодательных инициативах в социальной сфере. Я считаю, что эту идею можно было бы поддержать. Необходимо просто подумать над регламентом, но в принципе эта идея абсолютно здравая, чтобы трехсторонняя комиссия была активно вовлечена во все социальные процессы, а не только в их фрагменты.
В отношении совершенствования трудового законодательства. Очевидная вещь – трудовое законодательство в любой стране носит исторический характер, и нам необходимо периодически его обновлять. Мы развиваемся, законодательство тоже должно подстраиваться. При этом всякое трудовое законодательство, если оно стремится к оптимальному какому-то виду, должно отражать соотношение интересов работников, работодателей и государства. Именно такая модель и должна применяться. В этом смысле мы, конечно, заинтересованы в максимально тесном сотрудничестве с нашими профсоюзами при совершенствовании трудового законодательства. Оно будет идти – это мы с вами понимаем.
Пенсионное законодательство. Здесь я отмечу только две вещи: мы продолжим курс на увеличение пенсий, и этот курс должен быть реализован неукоснительно. И второе: всякое совершенствование пенсионного законодательства, так же, кстати, как и трудового законодательства, должно быть системным и сбалансированным.
По поводу сайта РТК. Я думаю, что это самая малая из тех проблем, которые существуют в стране. Если это необходимо – давайте его откроем. Считайте, что поручения уже даны.
И тот вопрос, который неоднократно поднимался в выступлениях моих коллег по поводу того, как будет выглядеть структура органов власти, регулирующих трудовые и социально-трудовые отношения в стране. Как вы понимаете, плюсы и минусы есть в любой системе – и в системе, которая опирается на единое министерство, и в системе, которая предполагает раздельное министерство, – на мой взгляд. Думаю, что вы с этим согласитесь. Главное, чтобы (или это министерство, или соответствующий департамент, или другие органы) просто «ловили мышей», а не просиживали штаны, не занимались бюрократической волокитой. Но я считаю, что основная задача министерства – или единого или раздельного – все-таки заключается в том, чтобы принимать документы и проводить экспертизу. Я думаю, что в нашей стране, просто уверен в этом, будет новое Правительство – оно может решить и этот вопрос в соответствии с теми предложениями, которые будут сделаны.
Теперь то, что говорила Наталья Николаевна Агапова по сельским ПТУ. Я с этим, кстати, абсолютно согласен. Я за последнее время посетил довольно значительное количество наших ПТУ – и городских и сельских. Еще несколько лет назад они все были «в дровах» – в безобразном состоянии. Сейчас работодатели стали туда «впрыскивать» какие-то деньги, поэтому нужно ориентироваться на лучшие образцы – они появились сейчас и в городе, должны появляться и в деревне. Те ПТУ, которые, прежде всего, сориентированы на сельских тружеников. И по специальностям, я согласен, тоже нужно посмотреть, чтобы не одних поваров штамповали, а чтобы выпускали механизаторов или другие необходимые нашему селу профессии.
По охране труда. Коллеги говорили – Наталья Николаевна [Агапова] и Андрей Иванович [Чекменёв], я абсолютно с этим согласен – это реальная проблема. Вопросы регулирования охраны труда должны быть лучше представлены в системе соответствующих министерств и ведомств. Потому что эта тема в какой-то момент оказалась в загоне – это правда.
По поводу госпрограммы – это не совсем тематика, может быть, нашего сегодняшнего совещания Генерального совета, но тем не менее она, естественно, будет развиваться. В том числе мы будем заниматься и вопросами обеспечения продовольственной безопасности, о чем вы говорили.
Андрей Иванович Чекменёв говорил в отношении отсутствия объединения работодателей в оборонном комплексе, о том, что ни законодательство, ни соответствующие подзаконные акты к этому не стимулируют. Давайте подумаем: может быть, и законодательство здесь нужно поменять, но самое главное – здесь просто инициатива, мне кажется, нужна. Инициатива не только сверху, но и снизу.
Также согласен на 100%, что необходимо приводить в соответствие ту базу, которая есть сегодня. У нас есть проблема и с классификаторами, масса других проблем, связанных с регулированием в этой сфере. К сожалению, это регулирование у нас еще пока даже не вполне российское, то есть оно в значительной мере отражает подходы и представления прежнего периода, а нам, конечно, нужно современное законодательство. Законодательство, которое полностью соответствует современной экономике и современному уровню развития наших производительных сил.
Кроме того, хотел бы сказать, что поступило много предложений (я тут кое-что успел уже посмотреть). Обязательно по всем этим предложениям будут даны мои личные поручения.
Спасибо вам за внимание и успехов.
Источник: medvedev2008.ru
Прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за возможность выступить перед лидерами профсоюзного движения России.
Профсоюзы, безусловно, важнейший элемент гражданского общества. В социально-трудовой сфере они являются главным партнером государства. И значимость их работы проистекает из самого характера профсоюзной деятельности. Особенно сейчас, когда на вашем Генеральном совете обсуждаются вопросы эффективности социального партнерства власти, профсоюзов и работодателей в новых условиях социально-экономического развития России. В условиях, когда мы действительно формируем программу развития на десятилетия вперед. И когда один из ключевых приоритетов – формирование политики социального развития.
Отмечу и то, что знаковым событием в сфере социального партнерства было подписание в прошедшем году генерального соглашения между общероссийским объединениям профсоюзов, работодателями и Правительством. Этот документ, вне всякого сомнения, задал вектор развития социально-трудовых и связанных с ними отношений на довольно длительную перспективу.
Причем и Михаил Викторович [Шмаков, председатель ФНПР] об этом говорил. Характерно, что это соглашение было подписано без разногласий в результате сложной, кропотливой работы, в результате того баланса, который был найден, что свидетельствует, в конечном счете, о высоком уровне взаимного доверия. Доверия, основанного, прежде всего, на позитивной и устойчивой динамике основных показателей, которые характеризуют сегодня жизнь наших людей.
Динамика прироста реальной заработной платы только за последние несколько лет составила в среднем около 24%. Думаю, вы согласитесь – это довольно неплохие показатели. Тем не менее еще больше предстоит сделать, чтобы экономические успехи ощутимо влияли на жизнь значительно большего числа людей.
И уже сегодня нам нужно выходить на качественно новый уровень, проводить действенную политику социального развития. Подчеркну, что в данном случае речь, конечно, идет не о выплате дополнительных пособий и финансировании социальных учреждений.
По сути, должна быть сформирована современная социальная среда. Среда, которая работает на значимое улучшение здоровья человека, уровня его образования, качества жилья и условий труда. На повышение нашей общей конкурентоспособности и, в конечном счете, на развитие всего российского народа.
В этой связи хотел бы акцентировать ваше внимание на принципиальных вопросах будущего взаимодействия.
Первое. Необходимо серьезно повысить производительность труда. Не секрет, что этот показатель зависит и от условий трудовой деятельности (включая уровень технологической оснащенности производств), и от эффективности самих систем оплаты труда, и от многих других факторов. Поэтому в ближайший период нам надо уделить особое внимание внедрению новых систем оплаты труда, повышению занятости, регулированию процессов трудовой миграции, о чем тоже здесь говорилось, и качественному улучшению условий самого труда.
Второе. Необходимо поддержать пожилых людей и поднять средний размер социальной пенсии выше прожиточного минимума пенсионера. Уже в ближайшие годы мы планируем увеличить пенсию в два раза. С этой целью государство вместе с работодателями принимает меры по формированию пенсионного капитала.
Третье. Будет продолжен и рост заработной платы. Минимальный размер оплаты труда достигнет прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом подписанного трехстороннего соглашения.
Фонд оплаты труда в социальной сфере с февраля 2008 года увеличится на 14%. При этом зарплата должна быть постепенно доведена до среднего уровня заработной платы в каждом из регионов страны.
Следуя нашим обязательствам по генеральному соглашению, мы должны вместе найти реалистичные решения по введению новых условий оплаты труда. Аналогичного подхода мы, кстати, ждем и от трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации. В свою очередь профсоюзы могли бы развернуть в трудовых коллективах разъяснительную работу, чтобы каждый работник знал суть проводимых преобразований.
Четвертое. Для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг требуется обновить систему социальных обязательств. В рамках проводимой сегодня социальной политики усилия региональных и федеральных властей должны быть направлены на выравнивание уровня предоставляемых социальных услуг на территории всей Российской Федерации. И, как и прежде, эта работа будет идти совместно в диалоге с гражданскими институтами, бизнесом и профессиональными сообществами.
Вместе с тем следует помнить, что главным фундаментом, основой благосостояния российских граждан должен стать эффективный, производительный труд. Именно трудом создается национальное богатство. И собственно трудовые отношения, а не перераспределение бюджета являются важнейшим ресурсом, способным обеспечить условия для экономической самостоятельности граждан и вывести страну на новый уровень развития.
И последнее. Если мы планируем кардинально повысить конкурентоспособность, производительность труда и качество жизни, мы должны вести разговоры и полноценные переговоры об отраслевых стандартах эффективной занятости и оплаты труда.
Причем соглашения социального партнерства и коллективные переговоры в целом должны стать частью долгосрочных программ развития страны, регионов, отраслей и бизнес-стратегий российских компаний.
В заключение еще раз хотел бы подчеркнуть: государство заинтересовано в сильных и ответственных социальных партнерах. Таких партнерах, которые способны активно содействовать защите социально-трудовых прав и интересов граждан и тем самым – защите и реализации стратегических интересов Российской Федерации. Рассчитываю, что профсоюзы достойно справятся с этой миссией.
Желаю вам плодотворной работы и новых успехов.
…
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо за внимание, но прежде чем я покину эту трибуну, разрешите еще в порядке обмена репликами ответить на некоторые позиции, которые здесь прозвучали.
Сначала начну с того, что говорил Михаил Викторович Шмаков. По поводу трехсторонней комиссии и участия трехсторонней комиссии в законодательных инициативах в социальной сфере. Я считаю, что эту идею можно было бы поддержать. Необходимо просто подумать над регламентом, но в принципе эта идея абсолютно здравая, чтобы трехсторонняя комиссия была активно вовлечена во все социальные процессы, а не только в их фрагменты.
В отношении совершенствования трудового законодательства. Очевидная вещь – трудовое законодательство в любой стране носит исторический характер, и нам необходимо периодически его обновлять. Мы развиваемся, законодательство тоже должно подстраиваться. При этом всякое трудовое законодательство, если оно стремится к оптимальному какому-то виду, должно отражать соотношение интересов работников, работодателей и государства. Именно такая модель и должна применяться. В этом смысле мы, конечно, заинтересованы в максимально тесном сотрудничестве с нашими профсоюзами при совершенствовании трудового законодательства. Оно будет идти – это мы с вами понимаем.
Пенсионное законодательство. Здесь я отмечу только две вещи: мы продолжим курс на увеличение пенсий, и этот курс должен быть реализован неукоснительно. И второе: всякое совершенствование пенсионного законодательства, так же, кстати, как и трудового законодательства, должно быть системным и сбалансированным.
По поводу сайта РТК. Я думаю, что это самая малая из тех проблем, которые существуют в стране. Если это необходимо – давайте его откроем. Считайте, что поручения уже даны.
И тот вопрос, который неоднократно поднимался в выступлениях моих коллег по поводу того, как будет выглядеть структура органов власти, регулирующих трудовые и социально-трудовые отношения в стране. Как вы понимаете, плюсы и минусы есть в любой системе – и в системе, которая опирается на единое министерство, и в системе, которая предполагает раздельное министерство, – на мой взгляд. Думаю, что вы с этим согласитесь. Главное, чтобы (или это министерство, или соответствующий департамент, или другие органы) просто «ловили мышей», а не просиживали штаны, не занимались бюрократической волокитой. Но я считаю, что основная задача министерства – или единого или раздельного – все-таки заключается в том, чтобы принимать документы и проводить экспертизу. Я думаю, что в нашей стране, просто уверен в этом, будет новое Правительство – оно может решить и этот вопрос в соответствии с теми предложениями, которые будут сделаны.
Теперь то, что говорила Наталья Николаевна Агапова по сельским ПТУ. Я с этим, кстати, абсолютно согласен. Я за последнее время посетил довольно значительное количество наших ПТУ – и городских и сельских. Еще несколько лет назад они все были «в дровах» – в безобразном состоянии. Сейчас работодатели стали туда «впрыскивать» какие-то деньги, поэтому нужно ориентироваться на лучшие образцы – они появились сейчас и в городе, должны появляться и в деревне. Те ПТУ, которые, прежде всего, сориентированы на сельских тружеников. И по специальностям, я согласен, тоже нужно посмотреть, чтобы не одних поваров штамповали, а чтобы выпускали механизаторов или другие необходимые нашему селу профессии.
По охране труда. Коллеги говорили – Наталья Николаевна [Агапова] и Андрей Иванович [Чекменёв], я абсолютно с этим согласен – это реальная проблема. Вопросы регулирования охраны труда должны быть лучше представлены в системе соответствующих министерств и ведомств. Потому что эта тема в какой-то момент оказалась в загоне – это правда.
По поводу госпрограммы – это не совсем тематика, может быть, нашего сегодняшнего совещания Генерального совета, но тем не менее она, естественно, будет развиваться. В том числе мы будем заниматься и вопросами обеспечения продовольственной безопасности, о чем вы говорили.
Андрей Иванович Чекменёв говорил в отношении отсутствия объединения работодателей в оборонном комплексе, о том, что ни законодательство, ни соответствующие подзаконные акты к этому не стимулируют. Давайте подумаем: может быть, и законодательство здесь нужно поменять, но самое главное – здесь просто инициатива, мне кажется, нужна. Инициатива не только сверху, но и снизу.
Также согласен на 100%, что необходимо приводить в соответствие ту базу, которая есть сегодня. У нас есть проблема и с классификаторами, масса других проблем, связанных с регулированием в этой сфере. К сожалению, это регулирование у нас еще пока даже не вполне российское, то есть оно в значительной мере отражает подходы и представления прежнего периода, а нам, конечно, нужно современное законодательство. Законодательство, которое полностью соответствует современной экономике и современному уровню развития наших производительных сил.
Кроме того, хотел бы сказать, что поступило много предложений (я тут кое-что успел уже посмотреть). Обязательно по всем этим предложениям будут даны мои личные поручения.
Спасибо вам за внимание и успехов.
Источник: medvedev2008.ru
Категория: Новости охраны труда /
Версия для печати