Сергей Вельмяйкин: рост удельного веса населения, работающего во вредных производственных условиях, за последние пять лет составил 6,9%.
Об этом первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации сообщил в своём докладе на 7-й Международной конференции «Актуальные задачи внедрения специальной оценки условий труда в Российской Федерации», касающейся вопросов охраны труда. Данная конференция прошла в рамках 7-й Международной выставки «Безопасность и охрана труда-2013», открывшейся в Москве 10.12.2013 года.
Тезисы доклада С. Вельмякина
Согласно данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики (Росстата), процент населения, трудящегося в условиях труда с вредными факторами, вырос с показателя 24,9% в 2007 году до 31,8% в 2012 году. По общим показателям 2012 года это почти треть всего трудящего населения России.
Наибольшее увеличение числа работников в период с 2007 по 2012 год приобрели следующие производства, имеющие условия труда с вредными факторами:
• предприятия, занимающиеся добычей газообразных, твёрдых и жидких полезных ископаемых (рост на 8,3%: с 37,9% до 46,2%);
• обрабатывающие производства (рост на 6,2%: с 27,2% до 33,4%);
• строительные предприятия (рост на 5,7%: с 14,0% до 19,7%);
• транспортные предприятия (рост на 1,6%: с 29,9% до 31,5%).
Величина рабочих мест, имеющих условия труда с вредными факторами, в целом по стране составляет 26.600.000. Это число является большей половиной всех рабочих мест в России – 54,6%. Из них порядка 3.750.000 рабочих мест имеют вредные факторы, которые трудно устранить. К этим факторам относится сочетание нескольких вредных компонентов, характеризующих вредное производство, либо значительные превышения гигиенических норм по отдельным компонентам производства.
Неподходящие условия труда, имеющие вредные факторы, влекут за собой производственные травмы и профзаболевания, на лечение которых работодателями и государством затрачивается значительная масса финансовых средств, которые можно было бы направить на усовершенствование рабочих условий.
По сведениям Росстата, в период с 2006 по 2012 год уровень производственных травм в целом по России снизился в полтора раза (в том числе в 1,4 раза заканчивающихся летальным исходом). Тем не менее, по сравнению с аналогичным показателем развитых стран, он остаётся ещё крайне высоким. Так, уровень смертности от производственных травм за указанный шестилетний в Японии снизился в 2,5 раза, срок в Германии ниже в 4 раза, а во Франции показатель ниже в 5,5 раз.
Согласно статистике Фонда социального страхования Российской Федерации, в 2012 году в результате травм на производстве пострадали 56 тысяч трудящихся. Из них, в соответствии со сведениями Роструда, 2999 случая окончились летальным исходом.
На данный момент количество работников, имеющих различные формы тяжести профзаболеваний, и состоящих на учёте в медучреждениях Российской Федерации, насчитывает около 155.000. На ежегодно увеличивающуюся численность заболевающих (6.000—8.000 чел.) идут дополнительные средства как Фонда соцстрахования РФ, так и Федерального фонда медицинского страхования.
Существенной проблемой при этом является позднее диагностирование профзаболеваний, влекущее за собой не только инвалидность и неспособность работника трудиться в данной профессии, но и общая потеря им трудоспособности.
Вследствие вредных производственных условий труда возникают значительные экономические потери. Эти связано с необходимостью предоставления компенсации, выражающейся в следующем: повышение оплаты труда, предоставление внеочередного оплачиваемого отпуска, сокращение количества часов в рабочем дне.
В целом потери вследствие условий труда, имеющих вредные факторы, влекут за собой недопроизводство продукции и услуг, которое составляет около 956 миллиардов рублей (примерно 2,1% от валового внутреннего продукта).
Условия работы, имеющие вредные факторы или угрозу здоровью и жизни трудящегося, влекут за собой необходимость выплат работникам компенсаций, пособий, а также страховых средств. В связи с этим расходы Фонда соцстрахования Российской Федерации в совокупности с ежегодными выплатами досрочных пенсий Пенсионным Фондом Российской Федерации в год составляют порядка 440 миллиардов рублей.
В целом потери от недостаточно удовлетворительных условий труда и недостаточной охраны его безопасности составляют приблизительно 1,94 триллиона рублей (около 4,3% всего ВВП Российской Федерации). В эту сумму входят страховые выплаты согласно обязательному соцстрахованию, пособия, досрочные пенсии, расходы работодателей на индивидуальные средства защиты и компенсации условий труда, имеющих вредные факторы.
Перечисленное расходование направлено лишь на компенсацию и устранение последствий влияния условий труда, имеющего вредные или опасные факторы, оставляя без внимания такие важные аспекты производства, как профилактика травматизма и профзаболеваемости, а также улучшение трудовых условий, охрана безопасности здоровья и жизни сотрудников на предприятии.
Поскольку существующая компенсационная модель охраны труда является слишком затратной, то возникла необходимость в её модернизации, которая заключается в переходе к модели управления, постоянно улучшающей условия труда. Современная система направлена на реализацию превентивных подходов к сохранению здоровья трудящихся и сокращению издержек, которые связаны с условиями труда, имеющими неблагоприятные факторы.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи по улучшению трудовых условий, Правительством Российской Федерации в текущий момент предпринимается ряд следующих мер.
В 2011 г. Правительством Российской Федерации одобрена Типовая программа по улучшению условий труда и его охране в субъекте РФ. На её основе в 64 субъектах России были утверждены и сейчас реализуются программы регионального уровня, задачей которых является улучшение трудовых условий и их охрана, включая программы, задачей которых является снижение числа рабочих мест, отличающихся вредными условиями. Для остальных регионов Российской Федерации данные программы находятся на стадии завершения разработки.
Оценивая опыт работы субъектов Российской Федерации, разработавших и уже внедривших на своей территории программы, улучшающие условия и охрану труда, можно отметить положительную динамику. Большое значение в данных программах придаётся мерам, препятствующим увеличению числа сотрудников, занятых на вредном производстве. Решение вопросов по повышению безопасности трудовых условий и их охране с помощью программно-целевого метода позволяет реализовывать целых комплекс мероприятий, взаимосвязанных ресурсами, сроками и исполнителями. Это позволяет реально сохранять жизнь и здоровье трудящихся в ходе трудовой деятельности.
В то же время в 2012—2013 гг. в отдельных, базовых для России, отраслях экономики в целях их модернизации начали реализовывать ряд программ. Данные программы предполагают ускоренное развитие и обеспечение конкурентоспособности конкретной отрасли, усовершенствование её производства и продвижение кадрового потенциала. Выполнение данных программ является частичным решением задачи, целью которой является улучшение рабочих условий для трудящихся на вредном производстве.
В число утверждённых Правительством Российской Федерации программ развития базовых отраслей, в том числе, вошли следующие проекты:
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на период до 2020 года», в которую включены подпрограммы «Металлургия», «Лесная промышленность» и «лёгкая промышленность». Программа утверждена Правительством Российской Федерации 27.05.2013 г. распоряжением за № 850-р.
• Государственная программа РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 гг.». Программа утверждена Правительством Российской Федерации 24.12.2012 г. распоряжением за № 2509-р.
• Долгосрочная программа развития угольной промышленности на срок до 2030 г., которая утверждена Правительством РФ 24.01.2012 г. распоряжением за № 14-р.
• Государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013—2017 гг., которая утверждена Правительством Российской Федерации 22.10.2012 г. распоряжением за № 2149-р. Данная Программа реализуется Минтрудом России и направлена на стимуляцию работодателей к улучшению рабочих условий для своих сотрудников.
Однако на практике приведение в соответствие условий труда с установленными государством нормативами сопряжено с определёнными трудностями. Основная из них – необходимость дополнительного финансирования как из бюджетных средств, предназначенных на реализацию подобных программ, так и из собственных средств работодателей.
На данном этапе для работодателя побудительным мотивом к улучшению условий труда и обеспечению его охраны и безопасности станет сформированный и законодательно закреплённый механизм экономического стимулирования.
Наиболее важным этапом в совершенствовании законодательной базы для улучшения условий и охраны труда является приведение её в соответствие с международным законодательством и законами стран Европейского Союза.
Для этих целей Российской Федерацией приняты к исполнению статьи, инициированные Европейской социальной хартией и Международной Конвенцией организации труда. Они касаются вопросов о защите здоровья и жизни сотрудников, а также улучшению условий их рабочего места и предотвращению случаев травматизма на производстве:
• Статья 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Согласно положениям, прописанным в данной статье, на каждом рабочем месте должны быть созданы условия для введения системы управления профрисками.
• Статья 173 «О предотвращении крупных промышленных аварий». Данная статья призвана обеспечить модернизацию системы, управляющей безопасностью на опасных объектах промышленного производства, а также приведение её к соответствию лучшим аналогам европейских стран.
Для исполнения норм Международной Конвенции организации труда Российской Федерацией на федеральном уровне принят закон № 22-ФЗ от 04.03.2013 г. В соответствии с ним на предприятиях, занимающих добычей и переработкой угля (или горючих сланцев) должна быть создана единая система, управляющая безопасностью и охраняющая труд на промышленном производстве.
Также имеет огромное значение принятие в 2013 году к исполнению Конвенции № 176 Международной Организации Труда «О безопасности и гигиене труда на шахтах», которая обеспечивать безопасность условий труда на российских шахтах.
Основой механизма управления безопасностью и охраной труда в странах-членах Евросоюза является управление профрисками. Здесь от результатов управления рисками зависит величина страховых взносов (чем они меньше, тем меньше величина страхового тарифа). Управление условиями труда и их оценка производятся в соответствии с этим механизмом.
Согласно Федеральному закону № 238-ФЗ от 18.07.2011 г. в Трудовом кодексе Российской Федерации появились базовые понятия, регулирующие управление профрисками.
Однако зарубежный опыт управления профрисками напрямую применять в России не совсем возможно. Это связано с тем, что зарубежная политика управления заключается в постоянном процессе отслеживания и оценки, для того чтобы устранять риски, тогда как вопросы получения конкретных результатов для урегулирования получения досрочных пенсий, компенсаций и др. остаются второстепенными.
Специальная оценка трудовых условий
На основании поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина № Пр-3499 от 26.12.2012 г. в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России, которая была утверждена 25.12.2012 г. распоряжением Правительства Российской Федерации за № 2524-р, Минтруд Российской Федерации разработал следующие проекты федеральных законов:
1. «О специальной оценке условий труда».
2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
В проекте закона «О специальной оценке условий труда» представлен единообразный порядок специальной оценки трудовых условий, который позволит со всей объективностью выявить и оценить степень вредности конкретных рабочих условий, отягощённых вредными факторами.
Также в ходе специальной оценки трудовых условий предусмотрено:
• выявление факторов вредного трудового процесса и в целом производственной среды;
• проведение замеров уровня вредности указанных факторов;
• классификация трудовых условий по степени вредности (четыре класса трудовых условий: оптимальные условия, допустимые, вредные и опасные).
Специальная оценка трудовых условий является универсальной, и её результаты могут применяться в социально-трудовых отношениях обширного спектра деятельности.
От результатов специальной оценки трудовых условий будет зависеть величина дополнительных страховых взносов, которые должны поступать в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также на основании специальной оценки должен устанавливаться объём выплат и компенсаций сотрудникам за вредные условия работы. (К компенсации за вредные условия относятся: увеличение размера оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращённый рабочий день.)
Для того чтобы данный инструмент обладал наибольшей гибкостью, часть компенсаций вредных трудовых условий можно осуществлять в денежном эквиваленте (согласовав с работодателями и профсоюзами на уровне отрасли, а также при обязательном письменном согласии работника).
При этом для защиты прав работников в Трудовом кодексе России установлены минимальные размеры гарантированных компенсаций. В переходных положениях законопроекта также предусматривается сохранение за работником, занятом на вредном производстве, объёма предоставляемых компенсаций и гарантий, который достигнут на декабрь 2013.
К числу новелл, предлагаемых законопроектами, относятся:
1. Ввод декларирования соответствия трудовых условий нормативам охраны труда, установленным государством.
Данная мера позволит оптимизировать затраты работодателей. В первую очередь, это будет удобно предприятиям непроизводственной части экономики, а также малому бизнесу. В случае соответствия трудовых условий работодатель освобождается от дорогостоящих процедур по исследованию и замеру уровня вредных факторов на данном предприятии.
2. Установление размера страховых взносов работодателям в Пенсионный Фонд России по дополнительным страховым тарифам в зависимости от показателей специальной оценки (классификации) трудовых условий. Благодаря установленным тарифами работодатель будет экономически заинтересован в улучшении трудовых условий на конкретном предприятии.
Законопроекты разрабатывались с привлечением максимально возможного количества экспертов, а также обсуждались на публичных площадках различного уровня.
Для эффективной реализации законодательных проектов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Министерство труда Российской Федерации разработало проекты подзаконных документов. Данные подзаконные акты уже прошли обсуждения в обществе и были одобрены рабочей группой РТК (Российская трёхсторонняя комиссия) по регулированию социально-трудовых отношений.
В 2014 году перед Министерством труда Российской Федерации поставлены следующие важнейшие задачи:
• обеспечить принятие проектов постановлений Правительства Российской Федерации, а также приказов Министерства труда России, которые необходимы для успешной реализации федеральных законопроектов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Данными законопроектами определяются следующие методологии:
- методика исполнения специальной оценки трудовых условий в соответствии с Классификатором опасных и вредных производственных условий и рабочего процесса;
- порядок аттестации специалистов, претендующих на вакансию в комиссии по специальной оценке, а также порядок создания аттестационных комиссий (центральной и межрегиональных);
- порядок осуществления государственной оценки трудовых условий и список документов и материалов, обязательных для представления на экспертизу;
- порядок оформления результатов комиссии и порядок декларирования соответствия трудовых условий нормативам охраны труда;
- список организаций и видов деятельности, для которых специальную оценку трудовых условий необходимо проводить с учётом особенностей;
- порядок снижения класса (подкласса) вредности условий труда, если применяются эффективные индивидуальные средства защиты.
Также в 2014 году перед органами исполнительной власти Российской Федерации поставлены следующие важнейшие задачи:
• обеспечить принятие и реализацию региональных программ по улучшению условий и охране труда;
• внедрить государственную экспертизу качества проведения специальной оценки трудовых условий и привести процедуру и перечень необходимой документации для государственной экспертизы условий труда в соответствие с утверждённым Минтруда России «Порядком проведения государственной экспертизы условий труда и перечнем документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда».
Тезисы доклада С. Вельмякина
Согласно данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики (Росстата), процент населения, трудящегося в условиях труда с вредными факторами, вырос с показателя 24,9% в 2007 году до 31,8% в 2012 году. По общим показателям 2012 года это почти треть всего трудящего населения России.
Наибольшее увеличение числа работников в период с 2007 по 2012 год приобрели следующие производства, имеющие условия труда с вредными факторами:
• предприятия, занимающиеся добычей газообразных, твёрдых и жидких полезных ископаемых (рост на 8,3%: с 37,9% до 46,2%);
• обрабатывающие производства (рост на 6,2%: с 27,2% до 33,4%);
• строительные предприятия (рост на 5,7%: с 14,0% до 19,7%);
• транспортные предприятия (рост на 1,6%: с 29,9% до 31,5%).
Величина рабочих мест, имеющих условия труда с вредными факторами, в целом по стране составляет 26.600.000. Это число является большей половиной всех рабочих мест в России – 54,6%. Из них порядка 3.750.000 рабочих мест имеют вредные факторы, которые трудно устранить. К этим факторам относится сочетание нескольких вредных компонентов, характеризующих вредное производство, либо значительные превышения гигиенических норм по отдельным компонентам производства.
Неподходящие условия труда, имеющие вредные факторы, влекут за собой производственные травмы и профзаболевания, на лечение которых работодателями и государством затрачивается значительная масса финансовых средств, которые можно было бы направить на усовершенствование рабочих условий.
По сведениям Росстата, в период с 2006 по 2012 год уровень производственных травм в целом по России снизился в полтора раза (в том числе в 1,4 раза заканчивающихся летальным исходом). Тем не менее, по сравнению с аналогичным показателем развитых стран, он остаётся ещё крайне высоким. Так, уровень смертности от производственных травм за указанный шестилетний в Японии снизился в 2,5 раза, срок в Германии ниже в 4 раза, а во Франции показатель ниже в 5,5 раз.
Согласно статистике Фонда социального страхования Российской Федерации, в 2012 году в результате травм на производстве пострадали 56 тысяч трудящихся. Из них, в соответствии со сведениями Роструда, 2999 случая окончились летальным исходом.
На данный момент количество работников, имеющих различные формы тяжести профзаболеваний, и состоящих на учёте в медучреждениях Российской Федерации, насчитывает около 155.000. На ежегодно увеличивающуюся численность заболевающих (6.000—8.000 чел.) идут дополнительные средства как Фонда соцстрахования РФ, так и Федерального фонда медицинского страхования.
Существенной проблемой при этом является позднее диагностирование профзаболеваний, влекущее за собой не только инвалидность и неспособность работника трудиться в данной профессии, но и общая потеря им трудоспособности.
Вследствие вредных производственных условий труда возникают значительные экономические потери. Эти связано с необходимостью предоставления компенсации, выражающейся в следующем: повышение оплаты труда, предоставление внеочередного оплачиваемого отпуска, сокращение количества часов в рабочем дне.
В целом потери вследствие условий труда, имеющих вредные факторы, влекут за собой недопроизводство продукции и услуг, которое составляет около 956 миллиардов рублей (примерно 2,1% от валового внутреннего продукта).
Условия работы, имеющие вредные факторы или угрозу здоровью и жизни трудящегося, влекут за собой необходимость выплат работникам компенсаций, пособий, а также страховых средств. В связи с этим расходы Фонда соцстрахования Российской Федерации в совокупности с ежегодными выплатами досрочных пенсий Пенсионным Фондом Российской Федерации в год составляют порядка 440 миллиардов рублей.
В целом потери от недостаточно удовлетворительных условий труда и недостаточной охраны его безопасности составляют приблизительно 1,94 триллиона рублей (около 4,3% всего ВВП Российской Федерации). В эту сумму входят страховые выплаты согласно обязательному соцстрахованию, пособия, досрочные пенсии, расходы работодателей на индивидуальные средства защиты и компенсации условий труда, имеющих вредные факторы.
Перечисленное расходование направлено лишь на компенсацию и устранение последствий влияния условий труда, имеющего вредные или опасные факторы, оставляя без внимания такие важные аспекты производства, как профилактика травматизма и профзаболеваемости, а также улучшение трудовых условий, охрана безопасности здоровья и жизни сотрудников на предприятии.
Поскольку существующая компенсационная модель охраны труда является слишком затратной, то возникла необходимость в её модернизации, которая заключается в переходе к модели управления, постоянно улучшающей условия труда. Современная система направлена на реализацию превентивных подходов к сохранению здоровья трудящихся и сокращению издержек, которые связаны с условиями труда, имеющими неблагоприятные факторы.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи по улучшению трудовых условий, Правительством Российской Федерации в текущий момент предпринимается ряд следующих мер.
В 2011 г. Правительством Российской Федерации одобрена Типовая программа по улучшению условий труда и его охране в субъекте РФ. На её основе в 64 субъектах России были утверждены и сейчас реализуются программы регионального уровня, задачей которых является улучшение трудовых условий и их охрана, включая программы, задачей которых является снижение числа рабочих мест, отличающихся вредными условиями. Для остальных регионов Российской Федерации данные программы находятся на стадии завершения разработки.
Оценивая опыт работы субъектов Российской Федерации, разработавших и уже внедривших на своей территории программы, улучшающие условия и охрану труда, можно отметить положительную динамику. Большое значение в данных программах придаётся мерам, препятствующим увеличению числа сотрудников, занятых на вредном производстве. Решение вопросов по повышению безопасности трудовых условий и их охране с помощью программно-целевого метода позволяет реализовывать целых комплекс мероприятий, взаимосвязанных ресурсами, сроками и исполнителями. Это позволяет реально сохранять жизнь и здоровье трудящихся в ходе трудовой деятельности.
В то же время в 2012—2013 гг. в отдельных, базовых для России, отраслях экономики в целях их модернизации начали реализовывать ряд программ. Данные программы предполагают ускоренное развитие и обеспечение конкурентоспособности конкретной отрасли, усовершенствование её производства и продвижение кадрового потенциала. Выполнение данных программ является частичным решением задачи, целью которой является улучшение рабочих условий для трудящихся на вредном производстве.
В число утверждённых Правительством Российской Федерации программ развития базовых отраслей, в том числе, вошли следующие проекты:
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на период до 2020 года», в которую включены подпрограммы «Металлургия», «Лесная промышленность» и «лёгкая промышленность». Программа утверждена Правительством Российской Федерации 27.05.2013 г. распоряжением за № 850-р.
• Государственная программа РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 гг.». Программа утверждена Правительством Российской Федерации 24.12.2012 г. распоряжением за № 2509-р.
• Долгосрочная программа развития угольной промышленности на срок до 2030 г., которая утверждена Правительством РФ 24.01.2012 г. распоряжением за № 14-р.
• Государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013—2017 гг., которая утверждена Правительством Российской Федерации 22.10.2012 г. распоряжением за № 2149-р. Данная Программа реализуется Минтрудом России и направлена на стимуляцию работодателей к улучшению рабочих условий для своих сотрудников.
Однако на практике приведение в соответствие условий труда с установленными государством нормативами сопряжено с определёнными трудностями. Основная из них – необходимость дополнительного финансирования как из бюджетных средств, предназначенных на реализацию подобных программ, так и из собственных средств работодателей.
На данном этапе для работодателя побудительным мотивом к улучшению условий труда и обеспечению его охраны и безопасности станет сформированный и законодательно закреплённый механизм экономического стимулирования.
Наиболее важным этапом в совершенствовании законодательной базы для улучшения условий и охраны труда является приведение её в соответствие с международным законодательством и законами стран Европейского Союза.
Для этих целей Российской Федерацией приняты к исполнению статьи, инициированные Европейской социальной хартией и Международной Конвенцией организации труда. Они касаются вопросов о защите здоровья и жизни сотрудников, а также улучшению условий их рабочего места и предотвращению случаев травматизма на производстве:
• Статья 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Согласно положениям, прописанным в данной статье, на каждом рабочем месте должны быть созданы условия для введения системы управления профрисками.
• Статья 173 «О предотвращении крупных промышленных аварий». Данная статья призвана обеспечить модернизацию системы, управляющей безопасностью на опасных объектах промышленного производства, а также приведение её к соответствию лучшим аналогам европейских стран.
Для исполнения норм Международной Конвенции организации труда Российской Федерацией на федеральном уровне принят закон № 22-ФЗ от 04.03.2013 г. В соответствии с ним на предприятиях, занимающих добычей и переработкой угля (или горючих сланцев) должна быть создана единая система, управляющая безопасностью и охраняющая труд на промышленном производстве.
Также имеет огромное значение принятие в 2013 году к исполнению Конвенции № 176 Международной Организации Труда «О безопасности и гигиене труда на шахтах», которая обеспечивать безопасность условий труда на российских шахтах.
Основой механизма управления безопасностью и охраной труда в странах-членах Евросоюза является управление профрисками. Здесь от результатов управления рисками зависит величина страховых взносов (чем они меньше, тем меньше величина страхового тарифа). Управление условиями труда и их оценка производятся в соответствии с этим механизмом.
Согласно Федеральному закону № 238-ФЗ от 18.07.2011 г. в Трудовом кодексе Российской Федерации появились базовые понятия, регулирующие управление профрисками.
Однако зарубежный опыт управления профрисками напрямую применять в России не совсем возможно. Это связано с тем, что зарубежная политика управления заключается в постоянном процессе отслеживания и оценки, для того чтобы устранять риски, тогда как вопросы получения конкретных результатов для урегулирования получения досрочных пенсий, компенсаций и др. остаются второстепенными.
Специальная оценка трудовых условий
На основании поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина № Пр-3499 от 26.12.2012 г. в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России, которая была утверждена 25.12.2012 г. распоряжением Правительства Российской Федерации за № 2524-р, Минтруд Российской Федерации разработал следующие проекты федеральных законов:
1. «О специальной оценке условий труда».
2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
В проекте закона «О специальной оценке условий труда» представлен единообразный порядок специальной оценки трудовых условий, который позволит со всей объективностью выявить и оценить степень вредности конкретных рабочих условий, отягощённых вредными факторами.
Также в ходе специальной оценки трудовых условий предусмотрено:
• выявление факторов вредного трудового процесса и в целом производственной среды;
• проведение замеров уровня вредности указанных факторов;
• классификация трудовых условий по степени вредности (четыре класса трудовых условий: оптимальные условия, допустимые, вредные и опасные).
Специальная оценка трудовых условий является универсальной, и её результаты могут применяться в социально-трудовых отношениях обширного спектра деятельности.
От результатов специальной оценки трудовых условий будет зависеть величина дополнительных страховых взносов, которые должны поступать в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также на основании специальной оценки должен устанавливаться объём выплат и компенсаций сотрудникам за вредные условия работы. (К компенсации за вредные условия относятся: увеличение размера оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращённый рабочий день.)
Для того чтобы данный инструмент обладал наибольшей гибкостью, часть компенсаций вредных трудовых условий можно осуществлять в денежном эквиваленте (согласовав с работодателями и профсоюзами на уровне отрасли, а также при обязательном письменном согласии работника).
При этом для защиты прав работников в Трудовом кодексе России установлены минимальные размеры гарантированных компенсаций. В переходных положениях законопроекта также предусматривается сохранение за работником, занятом на вредном производстве, объёма предоставляемых компенсаций и гарантий, который достигнут на декабрь 2013.
К числу новелл, предлагаемых законопроектами, относятся:
1. Ввод декларирования соответствия трудовых условий нормативам охраны труда, установленным государством.
Данная мера позволит оптимизировать затраты работодателей. В первую очередь, это будет удобно предприятиям непроизводственной части экономики, а также малому бизнесу. В случае соответствия трудовых условий работодатель освобождается от дорогостоящих процедур по исследованию и замеру уровня вредных факторов на данном предприятии.
2. Установление размера страховых взносов работодателям в Пенсионный Фонд России по дополнительным страховым тарифам в зависимости от показателей специальной оценки (классификации) трудовых условий. Благодаря установленным тарифами работодатель будет экономически заинтересован в улучшении трудовых условий на конкретном предприятии.
Законопроекты разрабатывались с привлечением максимально возможного количества экспертов, а также обсуждались на публичных площадках различного уровня.
Для эффективной реализации законодательных проектов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Министерство труда Российской Федерации разработало проекты подзаконных документов. Данные подзаконные акты уже прошли обсуждения в обществе и были одобрены рабочей группой РТК (Российская трёхсторонняя комиссия) по регулированию социально-трудовых отношений.
В 2014 году перед Министерством труда Российской Федерации поставлены следующие важнейшие задачи:
• обеспечить принятие проектов постановлений Правительства Российской Федерации, а также приказов Министерства труда России, которые необходимы для успешной реализации федеральных законопроектов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Данными законопроектами определяются следующие методологии:
- методика исполнения специальной оценки трудовых условий в соответствии с Классификатором опасных и вредных производственных условий и рабочего процесса;
- порядок аттестации специалистов, претендующих на вакансию в комиссии по специальной оценке, а также порядок создания аттестационных комиссий (центральной и межрегиональных);
- порядок осуществления государственной оценки трудовых условий и список документов и материалов, обязательных для представления на экспертизу;
- порядок оформления результатов комиссии и порядок декларирования соответствия трудовых условий нормативам охраны труда;
- список организаций и видов деятельности, для которых специальную оценку трудовых условий необходимо проводить с учётом особенностей;
- порядок снижения класса (подкласса) вредности условий труда, если применяются эффективные индивидуальные средства защиты.
Также в 2014 году перед органами исполнительной власти Российской Федерации поставлены следующие важнейшие задачи:
• обеспечить принятие и реализацию региональных программ по улучшению условий и охране труда;
• внедрить государственную экспертизу качества проведения специальной оценки трудовых условий и привести процедуру и перечень необходимой документации для государственной экспертизы условий труда в соответствие с утверждённым Минтруда России «Порядком проведения государственной экспертизы условий труда и перечнем документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда».
Категория: Новости законодательства /
Версия для печати