Безопасность продукции: маркировка
Многое о безопасности продукта, товара, изделия может сказать нанесённая на него или упаковку маркировка. В понятие маркировки попадает любой текст, буква, рисунок или условное обозначение, которое используется для идентификации продукции и отражения некой характеризующей её информации. В качестве примера можно вспомнить знак соответствия российским ГОСТам – «РСТ», или маркировку «СЕ», которую несут на себе все товары, разрешённые к реализации на рынке Евросоюза.
Подобные обозначения являются подтверждением качества продукции, её соответствия соответствующим стандартам безопасности. Наносят их производители, использующие специальные принтеры – маркираторы. Чернила для промышленной маркировки могут иметь самый разнообразный химический состав, который подбирается индивидуально под каждый товар с целью длительного сохранения надписи.
В Российской Федерации и странах, входящих в Таможенный союз, действуют единые технические регламенты, в которых, помимо прочего, указываются требования к маркировке промышленной продукции. Согласно этим правилам, любая обязательная маркировка обязана быть:
- достоверна,
- легко читаема,
- доступна для идентификации.
Её содержание – вид и набор символов, надписей и обозначений – зависит от вида продукции. Так, любое кожгалантерейное изделие маркируется таким образом, чтобы пользователь смог получить информацию о:
- модели изделия,
- наименовании материала верха,
- площади (либо массе) кожи,
- толщине кожи,
- сорте кожи,
- правилах эксплуатации материала.
Нанесение промышленной маркировки преследует целью не только предупреждение или информирование потребителей. В высоко конкурентных условиях это ещё и один из элементов рекламы: фирменные значки, логотипы, знаки качества – всё это автоматически ставит продукцию в разряд лучшей и неизбежно играет свою роль при завоевании симпатий покупателя.
Маркировка должна не просто иметь место, согласно требованиям соответствующих нормативных актов. Большую роль для производителя сыграет качество печати символов, стойкость чернил к истиранию или выцветанию. Недопустимо, если в процессе хранения или перевозки товара маркировка пропадает или становится трудно читаемой. Такая ситуация может повлечь наложение штрафных санкций в отношении производителя.
В общепринятых правилах маркировки продукции – её дублирование непосредственно на самом товаре, этикетке (товарном ярлыке), упаковке и листке-вкладыше (при его наличии). Приводимая информация должна содержать в себе: наименование изделия, страну нахождения производителя, его юридический адрес, технические параметры товара, состав используемых в его производстве материалов. Перечень данных может быть существенно расширен, чем и пользуются производители, стремящиеся доказать официальное происхождение (не подделка) и безопасность своей продукции.