Для тех, кто участвует в тендерах впервые.
Для тех, кто участвует в тендерах впервые
Под тендером принято понимать конкурентный метод отбора предложений, которые получает заказчик. Победителем считают участника, чьё предложение полностью устроило организатора конкурса и чьи финансовые условия посчитали самыми выгодными. С другой стороны, ни один из российских законов не описывает, что такое тендер.
Мифы о тендерах
Многие предприниматели объясняют своё нежелание участвовать в тендере неоправданными страхами или мифами, возникшими в бизнес-среде. Приведем наиболее распространенные:
- Во-первых, следует помнить, что не все тендеры заказные. Действительно, в России из-за коррупции имеют место конкурсы по предварительной договорённости, но их не так много. Чтобы избежать участия в заведомо бесперспективном аукционе, следует внимательно изучать требования к документам, срокам и закупкам.
- Во-вторых, далеко не все тендеры проводятся формально, то есть под уже выполненную работу. Просто невозможно проводить все закупки по такой схеме. Внимательное изучение документации, в первую очередь сроков, поможет избежать промашек.
- В-третьих, далеко не всегда в тендере побеждают крупные компании. Действительно, участие в таком конкурсе − дело хлопотное и недешевое, траты сопоставимы с бюджетом небольшой фирмы, зато выгода от победы в конкурсе сможет принести огромную прибыль. Главное – соизмерить свои возможности с требованиями, которые выдвигает заказчик.
Таким образом, очень важно получать информацию из легитимного источника и не верить рассказам окружающих.
Как правильно участвовать в тендерах?
В первую очередь предприниматель должен озаботиться поиском тендера. Но в этом вопросе не помогут обычные поисковые системы, следует сразу обращаться на профессиональные ресурсы. Важно знать, что любая электронная торговая площадка не только выполняет свои прямые функции, но и содержит полезную информацию, важные контакты и некоторые советы по проведению закупок.
Подтверждением желания участвовать в торгах становится заявление, заверенное электронной цифровой подписью. Наличие ЭЦП в разы сокращает количество документов, которые нужно подать, и является необходимой для оформления электронных отчётов. Далее участник аукциона оплачивает финансовое обеспечение заявки, то есть некую сумму денег на счёт электронной площадки. Этот вклад будет свидетельствовать о серьёзности намерений участвовать в торгах. В назначенное время проходит аукцион, в котором побеждает тот, чьи условия исполнения контракта соответствуют условиям заказчика, а цена по контракту является минимальной. При этом участники конкурса, занявшие в нем и второе, и третье место, имеют шанс на заключение итогового контракта.
Те, кто участвует в тендере впервые, должны понимать, что победа − это ещё не гарантия успеха. Любая невнимательность, ошибка в формальностях или несоблюдение пунктов контракта лишают участника права на продолжение сотрудничества. Чтобы избежать этого, стоит обращаться за консультациями к юристам или тендерным специалистам.