Как правильно критиковать подчиненных?
Руководителю критиковать приходится часто, добиваясь нужных результатов. Опытный руководитель знает, что критикой можно не только организовать, но и развалить дело, если применять критику неправильно. А как это делать правильно?
Всем известно, что критика обижает и может вызвать острый конфликт. Поэтому критиковать нужно осторожно, доброжелательно, конструктивно и по делу.
Схема правильной критики включает следующие элементы:
- позитивный отзыв (похвалу);
- конструктивные замечания (то, что можно изменить или улучшить);
- результат (то, чего вы хотите добиться).
Прежде, чем критиковать, нужно похвалить. Есть научно обоснованный закон: критика и похвала должны распределяться в соотношении 1:2 (1 предложение критическое, 2 предложения похвалы). После похвалы нельзя сказать «но» или «однако», это уничтожит похвалу. Можно использовать «а, и, хотя».
При критике более справедливым будет ваше личное мнение, без категоричности. Можно сказать: - «Я считаю, что задание не выполнено», вместо фразы: - «Ты не выполнил задание».
Очень важно отказаться от обобщений «всегда», «никогда». Можно использовать конкретизацию: «Сегодня я вижу задание незаконченным».
Желаемый результат должен быть озвучен и проговорен по пунктам, требующим изменения. Нельзя обижать, нельзя острить и нельзя добиваться справедливости. Только положительного результата.
Нельзя сравнивать человека, выполнявшего задание, с другими людьми, которые справляются лучше. Самая эффективная критика подается в форме вопроса: «Что бы вы захотели добавить или изменить, имей вы дополнительное время?» Начнется конструктивный диалог, если попросить назвать удачные и неудачные детали задания.
Найдите положительные моменты работы и конкретно укажите их для похвалы. Когда будете критиковать недостатки, важно называть конкретные части, имеющие изъян.
Нельзя кричать. Кричит тот, кто бессилен изменить ситуацию. Замечания лучше сказать негромко.
Очень важно верить в то, что у исполнителя достаточно способностей и возможностей для выполнения работы на хорошем уровне. Нужно обязательно озвучить эту уверенность. Поблагодарить за прекрасную работу заранее – это достаточно эффективный метод настройки на отличную работу в будущем.
В случаях, когда необходимо сделать замечание, можно создать позитивную картину будущего: «Я хочу, чтобы ты быстрее отправил в ремонт аппаратуру, тогда я смогу дать сотрудникам серьезные задания». Гораздо менее удачна фраза типа: «Почему ты до сих пор…».
Критика должна высказываться один на один. Присутствие других сотрудников при разборе ошибок приводит подчиненного в замешательство и мешает сосредоточиться на недостатках, которые нужно обсудить.
Войти в положение сотрудника: - «Я понимаю, что вам было нелегко выполнять такую большую работу». Дать задание и определить время на исправление:
- «Определите, пожалуйста, как, и за какое время, вы сможете откорректировать возникшие неточности?». Такие приемы снижают боль от критики и делают эффективной саму критику. Тонкая критика - ключ к плодотворной работе и секрет взаимного уважения.
Всем известно, что критика обижает и может вызвать острый конфликт. Поэтому критиковать нужно осторожно, доброжелательно, конструктивно и по делу.
Схема правильной критики включает следующие элементы:
- позитивный отзыв (похвалу);
- конструктивные замечания (то, что можно изменить или улучшить);
- результат (то, чего вы хотите добиться).
Прежде, чем критиковать, нужно похвалить. Есть научно обоснованный закон: критика и похвала должны распределяться в соотношении 1:2 (1 предложение критическое, 2 предложения похвалы). После похвалы нельзя сказать «но» или «однако», это уничтожит похвалу. Можно использовать «а, и, хотя».
При критике более справедливым будет ваше личное мнение, без категоричности. Можно сказать: - «Я считаю, что задание не выполнено», вместо фразы: - «Ты не выполнил задание».
Очень важно отказаться от обобщений «всегда», «никогда». Можно использовать конкретизацию: «Сегодня я вижу задание незаконченным».
Желаемый результат должен быть озвучен и проговорен по пунктам, требующим изменения. Нельзя обижать, нельзя острить и нельзя добиваться справедливости. Только положительного результата.
Нельзя сравнивать человека, выполнявшего задание, с другими людьми, которые справляются лучше. Самая эффективная критика подается в форме вопроса: «Что бы вы захотели добавить или изменить, имей вы дополнительное время?» Начнется конструктивный диалог, если попросить назвать удачные и неудачные детали задания.
Найдите положительные моменты работы и конкретно укажите их для похвалы. Когда будете критиковать недостатки, важно называть конкретные части, имеющие изъян.
Нельзя кричать. Кричит тот, кто бессилен изменить ситуацию. Замечания лучше сказать негромко.
Очень важно верить в то, что у исполнителя достаточно способностей и возможностей для выполнения работы на хорошем уровне. Нужно обязательно озвучить эту уверенность. Поблагодарить за прекрасную работу заранее – это достаточно эффективный метод настройки на отличную работу в будущем.
В случаях, когда необходимо сделать замечание, можно создать позитивную картину будущего: «Я хочу, чтобы ты быстрее отправил в ремонт аппаратуру, тогда я смогу дать сотрудникам серьезные задания». Гораздо менее удачна фраза типа: «Почему ты до сих пор…».
Критика должна высказываться один на один. Присутствие других сотрудников при разборе ошибок приводит подчиненного в замешательство и мешает сосредоточиться на недостатках, которые нужно обсудить.
Войти в положение сотрудника: - «Я понимаю, что вам было нелегко выполнять такую большую работу». Дать задание и определить время на исправление:
- «Определите, пожалуйста, как, и за какое время, вы сможете откорректировать возникшие неточности?». Такие приемы снижают боль от критики и делают эффективной саму критику. Тонкая критика - ключ к плодотворной работе и секрет взаимного уважения.
Категория: Персонал /
Версия для печати