Схемы строповки грузов

Обязательное наличие схем и способов строповок грузов прописано в правилах безопасности в пункте 9.5.12. Квалифицированные стропальщики должны быть обучены всем нюансам правильной строповки груза. В схемах строповки должны быть учтены все важные характеристики перемещаемого груза: масса, количество ветвей и угол наклона.
Схема строповки является специальной графической картиной, на которой изображены все способы и варианты строповки. Такие схемы в обязательном порядке должны выдаваться на руки крановщикам и специалистам по строповке, а также должны находиться в том месте, где непосредственно производятся грузовые работы.
Ситуации, когда особенно важно разработать схему строповки груза:
если груз не имеет захватывающих элементов (петли, цапфы и рымы);
если у груза есть дополнительные строповочные элементы, но их допустимая нагрузка слишком мала;
если груз – это узлы машин, которые необходимо переместить во время строительных работ.
Схемы строповок утверждаются по всем регламентам и правилам безопасности. Перемещаемый груз должен быть застроплен грузозахватными устройствами строго по схеме строповки. Только в этом случае можно гарантировать надёжную и безопасную перевозку груза. Помимо того, что данные схемы обеспечивают надёжность и безопасность, они также должны обеспечить технологичность и лёгкость перемещения, исключить варианты расстроповки и падения груза во время подъёма и перевозки. Если груз неправильной геометрической формы, то в схеме необходимо указать нахождение центра тяжести.
В процессе разработки схем нужно учитывать следующие нюансы:
стропильные крюки должны свободно входить в грузозахватное устройство;
изделия и детали должны быть закреплены за все имеющиеся петли, рымы и т. д.;
в процессе подъёма на ветви стропов должно распределяться одинаковое давление;
стропильные крюки ни в коем случае не должны касаться поверхности груза.
В том случае, если процедура перемещения производится без наличия схем строповок, то весь процесс должен контролироваться лицом, несущим ответственность за безопасность грузовых работ.