Эксплуатация паровых котлов: о каких рисках необходимо знать оператору?
Первыми котлами были паровые установки. Своей актуальности они не утратили и по сей день. Отличительной характеристикой парового котлоагрегата следует считать наличие топки, в которой сжигается топливо. Эксплуатируется он с целью извлечения пара с давлением, значение которого выше атмосферного. Используется вода, изменившая агрегатное состояние в результате нагрева, вне оборудования. Востребованными паровыми котлами, с помощью которых обогревается помещение, являются ICI Caldaie (подробная информация об их технических характеристиках представлена на сайте http://www.turbopar.kz/паровые-котлы-ici-caldaie). В качестве горючего для установок может быть использован магистральный и сжиженный газ, мазут, дизельное топливо. Производительность устройства по пару достигает 5000 кг/ч, максимальное значение рабочего давления – 15 бар.
Для того, чтобы осознать принципы безопасной эксплуатации данного оборудования, необходимо понять причину возникновения рисков. Самый опасный из них – взрыв, в ходе которого внутреннее давление мгновенно понижается до значения внешнего. При этом происходит нарушение целостности стенок котлоагрегата. Самой распространенной причиной возникновения аварии является недостаток воды внутри котла. Металл в топочной части размягчается, в результате чего образуются выпучины (являются непосредственными причинами разрывов стенок установки).
Аварии в котельных происходят и при поломках питателей, неисправностях приборов, показывающих уровень воды внутри установки. Опасность представляет и накипь, скопившаяся на ряде поверхностей оборудования. В месте ее нахождения стенка накаливается докрасна. При попадании на нее воды пар образуется практически мгновенно. На ограниченном участке пространства давление многократно повышается, что и может стать причиной взрыва.
Опасность нарушения целостности стенок устройства связана с содержанием в используемой жидкости углекислого газа и кислорода. Данное соединение и вещество вызывают электрохимическую коррозию – на поверхности стенок образуются окислы. Они теряют прочность, не выдерживая огромного давления.