Ремонт электрических машин: основы техники безопасности
Даже самые мощные и надежные электрические машины имеют ограниченный во времени эксплуатационный ресурс. Наступает день, когда силовые агрегаты нуждаются в ремонте. Задачей номер один по степени приоритетности следует считать создание таких условий, чтобы устранение неисправности прошло не только в предельно сжатые сроки, но и в максимально безопасном режиме.
К ремонту моторов допускают электромонтеров с квалификационной группой не ниже III, перед началом проведения работ проходит инструктаж по технике безопасности (ответственный за его проведение – начальник электротехнической службы хозяйства). К устранению неисправностей привлеченные исполнители приступают лишь при наличии у них специальных защитных средств для работы с установками под напряжением до 1000 В – речь ведется о диэлектрических перчатках, инструментарии с диэлектрическими ручками, переносном заземлении (закоротке). К числу дополнительных защитных средств относят изолирующие подставки, галоши, материал изготовления которых обладает диэлектрическими характеристиками.
Перед началом проведения ремонта электродвигателей необходимо проверить исправность защитных средств, особое внимание обращают на дату их последней проверки. Принципиально важно, чтобы установки были отключены от питающих сетей. Между губками и ножками отключающего рубильника помещают лист материала-диэлектрика, на его рукоятку вешают предупреждающий плакат "Не включать. Работают люди". Отвечающим за ремонт электрических установок специалистам необходимо принять меры для предупреждения вращения электрического двигателя от машины.
Запрещается снимать во время работы вращающиеся части электрических силовых агрегатов. Обслуживание щеточного аппарата двигателя допускается проводить (в единоличном порядке) специально обученному сотруднику с группой допуска по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать ряд требований:
- находиться в головном уборе, полностью застегнутой спецодежде (остерегаясь ее захвата вращающимися частями двигателя);
- пользоваться диэлектрическими галошами и ковриками;
- не касаться (одновременно) токоведущих заземленных частей или двух полюсов.