Ничто не сбивает с толку так, как новые нормативные акты. Ярким тому примером могут послужить последние изменения в трудовом законодательстве, благодаря которым заметно ожесточились требования к охране труда. Очевидно, что на ознакомление с ними, и уж тем более на выполнение, нужно время. Однако чиновники об этом почему-то не подумали. Есть, конечно, надежда, что трудовые инспекторы в такой ситуации отнесутся к компаниям с пониманием. А если она не оправдается?
Согласно Трудовому кодексу, под охраной труда понимается «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда. Она включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Не так давно вступила в силу новая редакция кодекса. Существенные изменения были внесены и в раздел 10, который заменил собой Закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах труда в РФ».
На самом деле, помимо Трудового кодекса, охрана труда на фирме должна регулироваться и локальными нормативными актами. Сюда входят:
– правила внутреннего трудового распорядка. Утверждаются работодателем с учетом мнения профсоюза (если он есть);
– положение о службе охраны труда. Разрабатывается на основании рекомендаций по организации службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда и социального развития от 8 февраля 2000 г. № 14.
– инструкция по охране труда по профессиям (примерный вид титульного листа инструкции содержится в Методических рекомендациях, утвержденных постановлением Минтруда от 17 декабря 2002 г. № 80).
По организации также должен составляться журнал инструктажа. После ознакомления с инструкциями каждый сотрудник должен проставить в нем дату и расписаться.
Служба охраны труда
По новым правилам создавать службу охраны труда (либо вводить должность специалиста по охране труда) обязаны фирмы, у которых численность работников превышает 50 человек (раньше штат должен был превышать 100 человек). Если же число сотрудников не превышает положенную норму, то организация или коммерсант могут сами определить необходимость такой службы. Заметим, что руководитель вправе лично выполнять функции «охранника труда». С другой стороны, работодатель по-прежнему может привлечь для охраны труда специализированную организацию, но по новым требованиям эта компания должна иметь специальную аккредитацию. Плюс ко всему, если раньше это касалось только производственных фирм, то теперь данное требование относится и к предпринимателям.
Основные новшества
Сотрудники, которые заняты на тяжелых работах, трудятся в опасных или вредных условиях, имеют право на доплаты к заработку и различные компенсации (ст. 212 ТК). Чтобы подтвердить обоснованность таких выплат, работодатель должен не реже чем раз в пять лет проводить аттестацию рабочих мест, в ходе которой оцениваются различные показатели условий труда: шумоизоляция, температура в рабочем помещении, степень излучения, исходящая от оборудования, загрязненность (загазованность) места труда. Также обращают внимание и на материалы, с которыми работают сотрудники, ведь многие из них оказывают негативное влияние на здоровье человека. По результатам аттестации можно судить о «вредности» трудовой деятельности. Для оценки качества проведенной аттестации по-прежнему может быть дополнительно проведена государственная экспертиза условий труда (ст. 216.1 ТК). Если же результаты аттестации или госэкспертизы подтвердят, что условия труда безопасны, выплату компенсаций отменяют.
Работодатель также должен расследовать и учитывать произошедшие с сотрудниками несчастные случаи на производстве (сюда включены и происшествия при служебных поездках на общественном транспорте, при следовании пешком к месту работы). В первую очередь речь идет о работниках, занятых непосредственно в производственной деятельности; к данной категории теперь относятся и те трудящиеся, которые заключили ученический договор.
Значительные изменения претерпела и статья 226 Трудового кодекса. Сейчас работодатели должны направлять на мероприятия по улучшению условий и по охране труда не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (ранее 0,1 процента). Это положение относится практически ко всем организациям.
Если фирма «попалась»
За нарушения законодательства о труде (и об охране труда) предусмотрены штрафы (ст. 5.27 КоАП). Размер санкций таков:
– от 500 до 5000 руб. – для должностных лиц и предпринимателей;
– от 30 000 до 50 000 руб. – для организаций.
В некоторых случаях деятельность фирмы или коммерсанта может быть приостановлена на срок до 90 суток. Если же произойдет так, что руководитель организации (либо частный предприниматель) уже были наказаны за подобные нарушения, то в их отношении закон будет очень суров. При таком положении дел наказанием будет дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Так что во избежание неприятных последствий следует внимательно изучить положения нового Трудового кодекса и принять его как руководство к действию.
Д. Александрова, обозреватель
«Федерального агентства финансовой информации»