5 октября 2006 (6625 дней 20 часов назад)
"Система управления охраной труда не соответствует современным экономическим и трудовым отношениям, причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний остаются прежними". Об этом заявил сегодня заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, Председатель КСОРР Олег Еремеев, открывая работу круглого стола "Правоприменительная практика в сфере охраны труда и страхования профессиональных рисков: состояние, проблемы и пути их разрешения", сообщили Накануне.RU в комитете Госдумы РФ по труду и социальной политике.
Для России, где в экономике характерен высокий удельный вес добывающих отраслей и отраслей первичной переработки природных ресурсов, которые в основном расположены в регионах со сложной экономической и климатической обстановкой, проблема формирования действенных механизмов социальной защиты работников от сложных сочетаний профессиональных, экологических и природно-климатических рисков является особенно актуальной,
- сказал Олег Еремеев. Поэтому безопасность и охрана труда, страхование профессиональных рисков должны стать приоритетными направлениями социальной политики государства и работодателей.
По данным Росстата, с 2002 по 2005 г. относительная численность работников, которым фактически установлен хотя бы один вид компенсации за работу в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличился. В целом по России это составило 41,4% от общего числа работающих в организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, организациях строительства, транспорта и связи (5,87 млн. работающих в подобных условиях). В первую очередь такие условия труда характерны для промышленности, в которой занято 75% всех работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Большинство этих работников вынуждены трудиться в условиях повышенных уровней шума, ультразвука и инфразвука, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны. И тенденции увеличения абсолютного количества работников, занятых на подобных рабочих местах сохраняются с 2002 года. На 35% увеличилась численность работников, занятых тяжелым физическим трудом.
В организациях негосударственной формы собственности к концу 2005 г. удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, существенно увеличился и составил: в промышленности – 24,1%, в строительстве - 11,6%, на транспорте - 20,4%, в связи - 6,1%.
Что касается положения с производственным травматизмом, то ситуация здесь отличается в лучшую сторону, число пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2005 г. сократилось практически в 2 раза относительно 2002 г. (со 144,7 тыс. до 77,7 тыс.). Еще важнее, что снижается доля пострадавших на 1000 работающих (с 5 до 3,3 пострадавших), а также со смертельным исходом (2001 г.- 6194, 2005 г. – 4604).
По словам Олега Еремеева, даже при таком беглом обзоре ясно, что складывающиеся тенденции достаточно неоднозначны и для поддержания позитивных изменений необходимы постоянные усилия и в сфере нормотворчества, и в сфере правоприменения и, не в последнюю очередь в сфере социального диалога, укрепления договорных основ регулирования условий труда на производстве.
Нуждается в совершенствовании законодательство в сфере охраны труда. Это касается его приведения в соответствие с требованиями закона «О техническом регулировании», а также порядка отнесения предприятий к тем или иным классам профессионального риска. Для отдельных видов экономической деятельности без видимой причины произошло значительное повышение класса профессионального риска и, соответственно, рост страхового тарифа. Например, предприятия коксохимического комплекса до 2005 г. относились ко 2-му классу профессионального риска. С 1января 2006 г. – к 21 классу. Это привело к росту страхового тарифа в 10 раз с 0,3 до 3,1%. Также необходима разработка законодательных мер по стимулированию модернизации производства, сужению сферы применения тяжелого физического труда.
Как отметил Олег Еремеев, особое место в системе охраны труда занимает правоприменение. Данная проблематика затрагивает деятельность многих органов исполнительной власти федерального уровня и ряда субъектов России, в которых или не проводится, или проводится не достаточно интенсивно целенаправленная системная работа по профилактике травматизма, заболеваемости и улучшению условий труда. В ряде случаев нарушена координация и управление службами охраны труда организаций по вертикали. Необходима разработка федеральной целевой программы по охране труда. Нуждается в дальнейшем совершенствовании статистическая база, т.к. данные различных органов (Росстат, ФСС, Рострудинспекция) достаточно сильно разнятся. Особо пристального внимания требует состояние охраны труда в сфере малого бизнеса, на многих муниципальных предприятиях.